Home >> В МИРЕ >> Громкие заявления Эрдогана не помогают слабеющей турецкой лире  
Громкие заявления Эрдогана не помогают слабеющей турецкой лире   

 

За последние шесть месяцев курс турецкой валюты упал почти на 20 процентов. И этот факт не мог остаться без внимания президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, борющегося сейчас за переизбрание на пост главы государства. Если в чем-то и нельзя упрекнуть Эрдогана, так это в недостатке необычных идей. И это в полной мере касается экономики. Во время избирательной кампании Эрдоган попросил граждан страны обменять доллары и евро на турецкие лиры.

“Мои братья, у которых есть доллары или евро под подушкой, идите и поменяйте свои деньги на лиры. Мы вместе сорвем этот заговор”, – призвал своих сторонников, размахивавших флагами, президент, выступая на недавнем предвыборном митинге в Эрзуруме на востоке Турции. Из этих слов понятно, что причины падения курса нацвалюты президент видит не в экономике, а в спланированных действиях внутренних и иностранных финансовых игроков.

Контроль над Центральным банком Турции

В дополнение к своей просьбе турецкий лидер заявил, что после возможного переизбрания на пост президента на намеченных на конец июня выборах он хочет получить контроль над ранее независимым Центральным банком страны.Последнее вызывает недоумение у Марселя Фратцшера (Marcel Fratzscher), президента Германского института экономических исследований (DIW). По его мнению, в экономических неурядицах Турции частично виноват сам Эрдоган. Заявление президента о том, что он лишит независимости Центробанк страны и сам будет принимать соответствующие решения, является “одной из основных причин валютного кризиса в Турции”, полагает Фратцшер. Немецкий эксперт опасается, что из-за неудачной экономической политики все большее число турок покинут страну или по крайней мере выведут свои сбережения за границу.

Турецкая экономическая модель в опасности

Действительно, ситуация в турецкой экономике сложилась серьезная. Это связано также с тем, что успешная внешнеэкономическая модель прошлых лет дает сбои. Долгие годы страна импортировала больше товаров, чем экспортировала. В свою очередь иностранцы охотно инвестировали деньги в экономику Турции, поскольку надеялись на прибыль от этого. Такая конструкция хорошо работала годами. Однако после провалившейся попытки государственного переворота в 2016 году и последовавшей за этим волны арестов и освобождений доверие иностранных инвесторов к Анкаре заметно уменьшилось. В итоге дефицит текущего платежного баланса вырос до пяти процентов. Уровень инфляции в настоящее время составляет около одиннадцати процентов, тогда как поставленная Центробанком цель – пять процентов.

Эрдал Шерген, профессор международной экономики в Университете Констанца, в интервью DW так описал драматизм положения, сложившегося в турецкой экономике: “Если турецкая лира будет обесцениваться и дальше, дело может дойти до так называемой fire sale – экстренной продажи активов, при котором иностранный капитал покидает страну в течение нескольких дней”.

Эрдоган против повышения процентных ставок

Поведение Эрдогана в вопросах экономической политики, по оценкам наблюдателей, также приводит к трудностям. Для того чтобы остановить инфляцию и падение курса нацвалюты, центробанки обычно значительно повышают процентные ставки. В Турции, однако, Эрдоган категорически отвергает этот базовый экономический принцип. Он не только регулярно и публично выступает против повышения процентной ставки, но и оказывает давление на формально независимый в вопросах денежно-кредитной политики Центробанк, добиваясь снижения ставки. Одна из возможных причин: президент опасается, что повышение стоимости денег окажет негативное влияние на экономический рост, который в 2017 году составил в Турции 7,4 процента. А ведь успехи в экономике – одна из причин поддержки избирателями Эрдогана и его правящей “Партии справедливости и развития” (ПСР). Президент все еще любим его сторонниками, в том числе и потому, что помог многим из них за годы своего правления поднять уровень благосостояния.

Международные агентства снижают рейтинги Турции

По мнению Марселя Фратцшера, своими последними действиями Эрдоган поставил на кон эту историю успеха. Для немецкого эксперта очевидно, что не только иностранные, но и многие турецкие предприниматели и инвесторы потеряли доверие к экономической политике Эрдогана. “Падение курса турецкой валюты сохранится, если власти страны продолжат манипуляции экономикой, а также введение ограничений в сфере демократии и прав человека”, – указывает Фратцшер.

Международные рейтинговые агентства согласны с этой точкой зрения. Проценты по турецким гособлигациям повысились до рекордного уровня. Это означает, что инвесторы больше не желают давать деньги стране на прежних условиях. В начале мая американское рейтинговое агентство США Standart & Poor понизило кредитный рейтингам Анкары до BB-. Moody’s, другое крупное рейтинговое агентство, сделало это еще в марте. То, что сам Эрдоган не очень озабочен этими рейтингами, он ясно дал понять во время уже упомянутого предвыборного выступления в Эрзуруме. По мнению президента, в данном случае международные рейтинговые агентства, как и в случае с девальвацией лиры, также хотели бы “дестабилизировать” турецкую экономику и помешать его переизбранию. Свои высказывания Эрдоган завершил угрозой: если финансовый сектор стал частью “манипуляции” со стороны рынков, ему придется заплатить за это “высокую цену”.

 

 

 

 

 

the author

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Top